Обоснование создания научно-образовательного кластера
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ.
(Обоснование создания научно-образовательного кластера)
Содержание
- Обоснование создания кластера (теоретическая часть)
- Роль управляющей компании кластера
- Территориально-распределенная образовательная система Центрально-черноземного региона как основа создания «Межрегионального инновационного научно-образовательного кластера в области обеспечения единства измерений, технического регулирования и управления качеством».
1. Обоснование создания кластера (теоретическая часть)
Инновационно-образовательный кластер представляет собой системное объединение различных организаций (образовательных, научных учреждений, промышленных предприятий, организаций инвестиционно-инновационной инфраструктуры, органов государственного управления, органов местного самоуправления, общественных организаций и т.д.), позволяющее использовать преимущества внутрикластерного взаимодействия с целью более быстрого и эффективного распространения новых знаний в сфере обеспечения единства измерений, качества, безопасности продукции и услуг, стимулирующих инновации для роста конкурентоспособности экономики региона.
Объектом инновационно-образовательных кластеров выступают не отдельные хозяйствующие субъекты, а их внутрикластерное взаимодействие, реализуемое в форме программ и проектов эффективного распространения новых знаний, подготовки и переподготовки профессиональных кадров в соответствии с потребностями рынка труда в сфере обеспечения единства измерений, качества, безопасности продукции и услуг.
Основная цель функционирования инновационно-образовательного кластера направлена на развитие научно-технологического потенциала центрально-черноземного региона для реализации приоритетных направлений развития науки, техники и технологий, внедрение результатов интеллектуальной деятельности в практику работы предприятий и организаций реального сектора экономики, направленные на повышение конкурентоспособности регионального производства и создание условий для расширенной диверсификации.
В инфраструктурном статусе инновационно-образовательный кластер должны решить ряд задач, к которым относятся:
− ориентация системы профессионального образования региона на подготовку кадров для приоритетных видов экономической деятельности экономики региона;
− создание крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизация научных исследований и инновационной деятельности, а также обеспечение условий и возможностей для их реализации в сфере обеспечения единства измерений, качества, безопасности продукции и услуг.
Учитывая цель и задачи инновационно-образовательного кластера, его построение и организация должны быть основаны на принципах, способствующих выполнению поставленных задач и включать:
1.Единство образовательного, научного и инновационного процессов во взаимосвязи с экономикой и социальной сферой региона.
2.Непрерывность образовательного процесса и взаимосвязь образовательных программ различных уровней.
3.Инновационная направленность деятельности от проведения научных исследований до тиражирования и передачи в практику наукоемких технологий, в том числе образовательных в сфере обеспечения единства измерений, качества, безопасности продукции и услуг.
4.Организационное, учебно-методическое, научное и информационное взаимодействие между всеми элементами и субъектами инновационно-образовательного кластера.
Оптимальной формой образования инновационно-образовательных кластеров является форма консорциума, которая в экономико-правовом значении представляет собой объединение независимых самостоятельных организаций и учреждений, которые согласованно и скоординировано реализуют общую политику в сфере реализации инновационных проектов и мероприятий, направленных на улучшение и совершенствование подготовки кадров, разработке и внедрению новых технических и технологических решений.
Суть механизма формирования иновационно-образовательных кластеров заключается в наличии базиса в виде инновационно-образовательных кластеров и надстроек, в качестве которых рассматриваются непосредственные потребители результатов деятельности инновационно-образовательных кластеров (предприятия и организации реального сектора экономики, объединенные в группы по отраслевой принадлежности или видам экономической деятельности).
При формировании инновационно-образовательных кластеров необходимо наличие:
– общей цели и задач субъектов, входящих в кластер;
– субъекты и структурные элементы кластера;
– правовой основы совместной деятельности;
– механизмов взаимодействия субъектов кластера;
– проекты, программы, реализуемые в рамках кластера;
– механизмы управления реализацией кластерного подхода;
– орган управления кластером;
– технологии реализации кластерного подхода;
– этапы формирования и развития кластера;
– эффективность создания кластера с позиций науки, образования, бизнеса, власти, общества;
– необходимые меры государственной и муниципальной поддержки.
Этапы реализации кластерной политики:
На первом этапе основной упор делается на создание условий (информационных, организационных, кадровых и др.) для развития внутрикластерного взаимодействия субъектов входящих в кластер. На этом же этапе основное внимание должно быть сосредоточено на методической помощи в выявлении и институционализации кластерных инициатив (разработка концепций, программ и проектов развития конкретных кластеров).
На втором этапе основной акцент кластерной политики должен быть сосредоточен на формировании ключевых факторов эффективной деятельности для кластера и привлечении инвестиций в развитие инфраструктуры элементов, стимулирующих кластерное развитие экономики региона в целом.
Третий этап состоит в формировании условий для укрепления позиций кластеров субъекта РФ, повышении их социально-экономического эффекта для экономики региона
С целью стимулирования развития кластеров необходимо:
− создание координационных советов по развитию кластеров и организационное сопровождение их работы;
− реализация мер по информационной и имиджевой поддержке кластерной политики и кластерного развития в регионе через формирование разделов на информационном портале Правительства региона, областные СМИ, издание печатной продукции;
− организационное и информационное содействие в представлении кластеров на международных и российских выставках, встречах, деловых совещаниях;
− разработка и реализация государственных мер стимулирования кластеров малого и среднего, в т.ч. инновационного предпринимательства в регионе;
− формирование системы преференций на областных конкурсах для инвестиционных и инновационных проектов, реализуемых в рамках кластеров;
− проведение конкурса и присуждение премии Правительства области за лучший инновационный проект, реализуемый в рамках кластера;
− подготовка заявок в Минэкономразвития России на выделение субсидии из федерального бюджета на создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в целях кластерного развития;
-организация системы мониторинга потребности в кадрах для нужд высокотехнологичных производств и инфраструктурных организаций кластеров региона;
− согласование программ подготовки кадров для нужд кластеров с образовательными учреждениями региона;
− формирование образовательных ресурсных центров (групп образовательных учреждений), ориентированных на решение кадровых задач развития кластеров инновационных высокотехнологичных производств региона.
Каждый из кластеров нуждается в специальных соответствующих ресурсах: инновационных разработках, кадровых ресурсах с необходимым уровнем подготовки и др. Основная роль инновационно-образовательных кластеров в данном процесса заключается в достаточном предоставлении необходимых ресурсов для инициирования создания и поддержания нормального ритмичного функционирования профильных кластеров производственного типа.
Сформированный инновационно-образовательный кластер состоит из базового и профильного уровней.
Базовый уровень инновационно-образовательных кластеров представлен учреждениями профессионального образования: начального, среднего, высшего.
Профильный уровень инновационно-образовательных кластеров включает: учреждения академической, ведомственной и производственной науки; министерства и ведомства региона; предприятия и организации профиля инновационно-образовательного кластера; органы государственной власти и местного самоуправления.
Представленные типы организаций являются структурообразующими элементами инновационно-образовательного кластера, взаимодействие которых осуществляется на принципах государственно-частного партнерства. Профиль инновационно-образовательного кластера определяет перечень курирующих органов исполнительной власти как на местном, региональном, так и на федеральном уровнях.
Деятельность инновационно-образовательных кластеров с использование всех средств коммуникации между участниками и направлена на реализацию приоритетных задач в области:
− образования и просвещения;
− инновационной деятельности посредством трансфера технологий и знаний;
− интегрированного взаимодействия бизнес-сообщества;
− формирование нематериальных ценностей и создание особой корпоративной культуры;
− развитие основ инновационной активности гражданского общества;
− создание моделей внутренней и внешней интеграции.
2. Роль управляющей компании кластера
Управляющая компания играет ключевую роль в управлении кластером как сложной социально-экономической системой. В нашей стране присутствие в структуре инновацинного кластера данной формы является обязательным условием получения государственной субсидии. По этой причине более 60% всех пилотных кластеров создали (или передали в функционал одной из организаций кластера) управляющие компании [15].
Широко распространенной формой менеджмента в структуре инновационного кластера является Центр кластерного развития (далее — ЦКР). Согласно Приказу Правительства РФ № 227 от 20.05.2011 г. ЦКР определяется как структурное подразделение юридического лица или самостоятельное юридическое лицо, которые относятся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, одним из учредителей которых является субъект РФ или муниципальное образование. Цель функционирования ЦКР выглядит следующим образом: создание условий для эффективного взаимодействия предприятий — участников инновационных кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов в интересах развития инновационного кластера, обеспечение реализации совместных кластерных проектов.
Стандарт региональной кластерной политики определяет уже непосредственно управляющую компанию кластера: это юридическое лицо, осуществляющее функции методического, организационного, экспертно-аналитического и информационного сопровождения развития кластера.
Функции управляющей компании:
— разработка и содействие реализации проектов развития инновационного кластера, выполняемых совместно двумя и более организациями- участниками;
— организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировок кадров, предоставления консультационных услуг в интересах организаций-участников;
— оказание содействия организациям-участникам в выводе на рынок новых продуктов (услуг), развитии кооперации организаций-участников в научно-технической сфере, в том числе с иностранными организациями.
В последнем случае УК может получать информацию о наличии НТР или необходимости ее разработки следующим образом:
— сбор статистических данных;
— сбор заявок на разработку НТР от производственных предприятий и представителей бизнеса;
— государственный, муниципальный заказы;
— проведение исследований;
— анализ научного потенциала кластера;
— анализ производственного потенциала кластера;
— системный анализ научных и производственных инициатив.
Распространение информации происходит по средствам следующих мероприятий:
— созыв координационного совета;
— деятельность профильных подразделений управляющей компании;
— прямой контакт с представителями акторов;
— очередные и внеочередные мероприятия по обсуждению стратегии развития инновационного кластера;
— текущая деятельность управляющей компании.
Таким образом, роль управляющей компании инновационного кластера определяется нами как ключевое звено в процессе формирования социальных связей и, соответственно, принятия решений внутри кластера.
Оценка степени интеграции научно-образовательной компоненты инновационного кластера невозможна без анализа существующих социальных связей с другими акторами. Поэтому нам необходимо определить максимально возможную вариацию таких связей. В.Д. Киселев разработал методику исследования многосоставных социальных систем [8], к которым мы можем отнести и кластерные образования. Ввиду своей синергетической природы такие системы сложны для системного анализа. На основе данной методики мы можем представить максимально возможное количество социальных связей, касающихся интеграции научно-образовательной компоненты, благодаря пространственному отражению сущности инновационного кластера.
В основе данной структуры лежит плоскость, образуемая взаимовыгодными (в том числе потребительскими) связями науки (1), образования (2), бизнеса (3) и производства (4). На пересечении этих связей появляется нейтральное новообразование — управляющая компания (5), цель которой координировать деятельность кластера и обеспечивать связь пространства кластера с властью (государство, регион, муниципальное образование) (6) и институтами гражданского общества (7). Включение гражданского общества будет способствовать переориентации исследований и разработок государственных научных организаций региона на удовлетворение стратегических потребностей бизнеса, населения, а также на обеспечение развития новых высокотехнологичных отраслей промышленности.
- Территориально-распределенная образовательная система центрально-черноземного региона как основа создания «Межрегионального инновационного научно-образовательного кластера в области обеспечения единства измерений, технического регулирования и управления качеством».
Повышение статуса и самостоятельности регионов в результате осуществления реформ российской экономики в значительной степени обуславливают проблемы связанные с рационализацией управления их инновационным развитием. Для Центрально — черноземного региона (ЦЧР) как сложной социально-экономической системы эффективная реализация методологии инновационного развития существенным образом зависит от формирования и рационального использования его кадрового потенциала в сфере технического регулирования, метрологии и управления качеством. Уровень подготовки которого определяет результативность региона, в аспекте рационального использования природных ресурсов, повышения конкурентоспособности, качества и безопасности продукции. Данные обстоятельства инициировали деятельность ФБУ «Воронежский ЦСМ» по созданию территориально-распределенной образовательной системы дополнительного профессионального образования в области технического регулирования, метрологии и управления качеством (далее по тексту — региональная образовательная система).
Благодаря организационно-методической помощи со стороны Академии стандартизации, метрологии и сертификации, администрации регионов ЦЧР, Академии проблем качества, Метрологической Академии к настоящему времени в ЦЧР сформировалась стройная, достаточно эффективная система подготовки специалистов в области технического регулирования, метрологии и управления качеством. Которая заняла достойное место в образовательном пространстве Центрально-черноземного региона. Учебно-методическим ядром системы стал Воронежский филиал АСМС, созданный в 2002 году.
Следует отметить, что организация образовательного процесса в сфере технического регулирования, метрологии и управления качеством имеет свою специфику, связанную с:
— постоянным и динамическим развитием законодательной базы в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством, что требует мощного информационно-методического обеспечения учебного процесса;
— с наличием специального дорогостоящего оборудования для проведения лабораторных и практических занятий, которое имеется только в системе Росстандарта и на ведущих промышленных предприятиях регионов;
— с обязательным учетом специфики и требований конкретной сферы деятельности;
— с тем, что ведущие специалисты в области технического регулирования, которые могут быть привлечены к учебному процессу, сосредоточены в системе Росстандарта, в метрологических службах и службах управления качеством продукции ведущих предприятий регионов.
Специфика организации учебного процесса определила структуру территориально-распределенной региональной образовательной системы, включающей в себя два блока (рис. 4.):
— блок базового специального образования;
— блок подготовки и переподготовки кадров в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством продукции для различных сфер деятельности.
И следующие подсистемы:
— региональная подсистема подготовки работников сферы здравоохранения в области технического регулирования и метрологии;
— подсистема аттестации поверителей (единая региональная аттестационная комиссия);
— подсистема взаимодействия с региональными ФБУ ЦСМ;
— сетевая форма реализации образовательных программ;
— многоуровневая подсистема подготовки специалистов лабораторий;
Рисунок 4. Территориально-распределенная региональная образовательная система
В связи с постоянным увеличением потребности медицинских организаций ЦЧР в специалистах по метрологии, стандартизации и управлению качеством медицинских услуг в региональную образовательную систему интегрирована подсистема подготовки работников сферы здравоохранения которая динамично развивается, расширяется ее сфера деятельности, постоянно увеличивается число слушателей.
Основанием для реализации образовательной подсистемы в сфере здравоохранения стали: Постановление Администрации Воронежской области от 13.03.99 № 206 «Об организации системы подготовки и переподготовки кадров в области стандартизации, метрологии и сертификации для работников здравоохранения» и Приказ Комитета по здравоохранению Администрации Воронежской области от 30.11.99 г. №342 «О подготовке и переподготовке главных метрологов и лиц, ответственных за сертификацию и стандартизацию в организациях здравоохранения». Основными задачами образовательной подсистемы стала организация обучения руководителей и специалистов здравоохранения региона в области метрологического обеспечения лечебного и клинико-диагностического процесса, управления качеством медицинских услуг, а также научно-исследовательская деятельность.
В настоящее время основными направлениями подготовки работников сферы здравоохранения являются:
«Метрологическое обеспечение организаций здравоохранения».
«Метрологическое обеспечение клинико-диагностических лабораторий»;
«Ремонт и обслуживание медицинской техники»;
«Государственные и муниципальные закупки в сфере здравоохранения».
«Менеджмент качества организаций здравоохранения: практические механизмы реализации»;
«Менеджмент качества в производстве медицинской техники на основе стандартов ИСО 9000 и ГОСТ Р ИСО 13485».
В рамках региональной образовательной системы успешно реализуется такое направление деятельности как аттестация поверителей средств измерений в соответствии с ГОСТ Р 56069-2014 «Требования к экспертам и специалистам. Поверитель средств измерений. Общие требования». Создана единая региональная аттестационная комиссия, осуществляющей аттестацию поверителей средств измерений всех предприятий и организаций Центрально-черноземного региона с привлечением специалистов ФБУ ЦСМ и метрологических служб предприятий региона.
В рамках действующих договоров осуществляется эффективное сотрудничество с региональными ФБУ ЦСМ, в том числе Воронежской, Липецкой, Белгородской, Орловской, Тамбовской и Курской областей, совершенствуются формы и направления сотрудничества. К настоящему моменту определены и выделены основные цели образовательной деятельности:
— дальнейшее развитие региональной образовательной системы в области обеспечения единства измерений, управления качеством, стандартизации, организации и проведения испытаний (измерений) и др.;
— содействие внедрению современных методов управления и обеспечения качества и безопасности продукции и услуг в соответствии с нормативно-технической базой ЕАЭС и Российской Федерации на предприятиях и организациях центрально-черноземного региона РФ.
— повышение уровня знаний и квалификации специалистов региона в области проведения испытаний, метрологического обеспечения, стандартизации с использованием организационно-технических и научно-методических разработок Воронежского филиала АСМС и ФБУ ЦСМ.
К результатам такой взаимовыгодной и взаимоподдерживающей деятельности можно отнести следующие:
— на базе ФБУ ЦСМ созданы учебно-методические центры по обучению и инструментально-методическому сопровождению в области метрологии и технического регулирования специалистов региона.
— при методической поддержке Воронежского филиала АСМС на базе ФБУ ЦСМ проводятся консультации по вопросам внедрения современных методов управления качеством продукции и услуг, метрологического обеспечения и контроля качества, применения методик измерений, а также тематические дискуссии, выставки, конференции, стажировки и пр.
— реализуется совместный мониторинг качества образовательного процесса.
— проводится совместный поиск и актуализация направлений обучения специалистов региона.
— осуществляется совместное издание и распространение методической литературы по вопросам обучения и др.
Дополнительные профессиональные программы, применяемые филиалом в учебном процессе, ежегодно актуализируются, разрабатываются новые программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, которые с учетом потребностей рынка и требований законодательства полностью соответствуют профессиональным стандартам в области управления качеством, метрологии, управления персоналом и т.п. К наиболее востребованным и динамически развивающимся направлениям обучения, предлагаемым Воронежским филиалом АСМС сегодня в регионе, можно отнести следующие:
- Специалист по метрологии
- Специалист по сертификации продукции
- Специалист по испытаниям продукции
- Поверка и калибровка средств измерений (по видам)
- Метрологическое обеспечение производства
- Метрологическая экспертиза технической документации
- Менеджмент (качества, безопасности пищевой продукции, ХАССП, рисков, экологический, информационной безопасности, охраны труда, энергоэффективности)
- Техническое регулирование и стандартизация
- Расчет и оценка неопределенности измерений
- Требования технических регламентов Таможенного союза
- Надлежащая лабораторная практика (внутрилабораторный контроль качества, оценка неопределенности измерений, СМК лаборатории)
- Наилучшие доступные технологии и др.
В 2015 году в региональную образовательную систему интегрирована сетевая форма реализации образовательных программ с использованием ресурсов других обучающих организаций, разработан комплексный график обучения и работ по многим направлениям. К числу организаций, позволяющих совместно реализовывать этот перспективный образовательный проект, относятся ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий», ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)», ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», Институт переподготовки и повышения квалификации кадров агробизнеса ФГБОУ ВПО «Белгородская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Я Горина», БГИПК по стандартизации метрологии и управлению качеством (г. Минск), региональные ФБУ ЦСМ и многие другие.
Активно развивается деятельность в области подготовки руководителей и специалистов испытательных лабораторий, создана многоуровневая система подготовки специалистов лабораторий по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (таблица 1). Эти направления обучения реализуются с применением ресурсов аккредитованных испытательных лаборатории региона и испытательной лаборатории «Академтест», входящей в структуру Воронежского филиала АСМС.
Таблица 1
УРОВЕНЬ 1. Профессиональная переподготовка |
Специалист по испытаниям продукции (по отраслям) 270 часов |
УРОВЕНЬ 2. Повышение квалификации (горизонтальное) |
Надлежащая лабораторная практика 40 часов |
Аккредитация испытательных лабораторий 102 часа |
Аккредитация аналитических (испытательных) лабораторий в соответствии с ФЗ № 412-ФЗ и ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 14 часов |
Менеджмент качества испытательной лаборатории (подготовка менеджеров по качеству) 40 часов |
Внутренний аудит системы менеджмента качества испытательной лаборатории (подготовка внутренних аудиторов) 40 часов |
Внутрилабораторный контроль качества испытаний в соответствии с ГОСТ Р 5725 40 часов |
Расчет и оценка неопределенности измерений для испытательных лабораторий 24 часа |
УРОВЕНЬ 3. Повышение квалификации (вертикальное) |
Применение хроматографических методов в лабораторной практике. Метрологическое обеспечение. 32 часа |
Применение жидкостной хроматографии в лабораторной практике. Метрологическое обеспечение. 32 часа |
Современные спектральные методы анализа и их метрологическое обеспечение. 32 часа |
Анализ ртути. Особенности применения ртутного анализатора «Юлия». 32 часа |
Радиологические методы анализа и их метрологическое обеспечение. 32 часа |
Санитарно-микробиологический контроль качества и безопасности пищевой продукции: показатели, методы. 32 часа |
Определение общих физико-химических показателей в пищевой продукции (по видам) и воде. Инструмент. и методическое обеспечение. 32 часа |
Испытания пищевой продукции (по видам) и воды в соответствии с показателями безопасности технических регламентов Таможенного союза. 32 часа |
Образовательная деятельность осуществляется на четырех кафедрах филиала:
— кафедра «Метрологическое обеспечение производства» на базе ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО)» и ФБУ ЦСМ;
— кафедра «Менеджмент качества» (на базе Воронежского филиала АСМС) – стандартизация, сертификация и управление качеством;
— кафедра «Управление качеством в сфере здравоохранения» на базе УЗ Санаторий имени Цюрупы, Лискинский район, Воронежская обл;
— кафедра «Испытания продукции» (на базе Воронежского филиала АСМС).
Что позволяет на постоянной основе вовлекать в учебный процесс научно-техническую базу предприятий региона и ведущих профильных специалистов, представителей органов власти и преподавателей ВУЗов.
В целях непрерывного совершенствования учебного процесса и актуализации программ обучения для проведения лабораторных работ по поверке различных средств измерений создана виртуальная метрологическая лаборатории где совместно с компанией «Диполь» проводится большая работа по разработке тренажерных комплексов.
Анализ функционирования региональной образовательной системы позволяет представить методологию ее управления в виде трехмерной модели показанной на рис. 6. По оси Х модели расположены структурные формирования региональной образовательной системы По оси Z модели расположены общие и специальные функции управления, являющиеся последовательными стадиями цикла управления (n — классы управляющих воздействий). По оси Y размещены целевые подсистемы управления (i): «Стандартизация», «Метрология», «Сертификация», «Управление качеством», «Испытание».
Для формализации такого рода моделей можно использовать метод анализа региональных социально-экономических систем, предложенный В.Я. Белобрагиным, при котором критерий результативности системы управления образовательной деятельностью для i – го структурного формирования можно выразить в виде.
Данная модель описывает систему управления образовательной деятельностью, проводимой в рамках региональной образовательной системы и может служить методической основой для оценки ее результативности в аспекте различных образовательных программ и траекторий.
Методология формирования и постоянного совершенствования образовательной системы разработана с позиций общих подходов к управлению большими системами, что делает ее репрезентативной для вновь создаваемых кластерных объединений метрологических служб в условиях реализации инновационной политики Росстандарта. Являясь по своей сущности распределенной и открытой системой она позволяет на наш взгляд гибко отслеживать и реагировать на рынок учебных услуг решая при этом задачи поставленные Росстандартом России и оперативно формировать разнообразные образовательные траектории направленные на повышения эффективности инновационного потенциала предприятий нашего региона. Что делает данную систему самофинансируемой и динамически развивающейся.
Учитывая многолетний успешный опыт функционирования рассматриваемой региональной образовательной системы в Центрально-черноземном регионе и то, что в настоящее время для оптимизации системы управления и координации деятельности ФБУ ЦСМ в ЦФО принят кластерный подход, на наш взгляд, является целесообразным;
— в полной мере использовать существующий организационно-методический задел и практический опыт ФБУ Воронежского ЦСМ и Воронежского филиала АСМС в части организации интегрированных, территориально распределенных образовательных систем;
— продолжить работы по повышению эффективности функционирования существующей образовательной системы ЦЧР и. учитывая ее открытость, рассмотреть необходимость интегрирования в сформировавшееся к настоящему времени региональное образовательное пространство новых объектов кластерной политики ЦФО.
Таким образом, опыт функционирования региональной образовательной системы в Центрально-черноземном регионе показал что подобный подход к формированию образовательного пространства позволяет успешно и в короткие сроки решить поставленную задачу оптимизации системы управления и координации деятельности ФБУ ЦСМ ЦФО по подготовки и переподготовки кадров в области стандартизации, метрологии и управления качеством. Реализовать принципы и направления качественного дополнительного профессионального образования в области обеспечения единства измерений с учетом территориального и профильного признаков, системности и разнообразия методов и форм подготовки кадров, сформировать в рамках кластеров единую ценовую, техническую и кадровую политику.