МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР
в области обеспечения единства измерений, технического регулирования и управления качеством
Основой для формирования инновационного научно-образовательного кластера явился накопленный опыт реализации территориально-распределенной образовательной системы формирования кадрового потенциала Центрально-черноземного региона (ЦЧР) в сфере технического регулирования, метрологии и управления качеством, в том числе, благодаря организационно-методической помощи со стороны Академии стандартизации, метрологии и сертификации, региональных ФБУ ЦСМ, администрации регионов ЦЧР, Академии проблем качества, Метрологической Академии. Данная система, уточняясь и видоизменяясь по мере возникновения новых задач, функционирует на базе Воронежского филиала АСМС с 2002 года (рисунок).
В свое время Правительством РФ создание региональной системы подготовки кадров в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством было поручено Госстандарту РФ. За долгие годы существования система прошла несколько этапов своего развития. К настоящему времени в системе Росстандарта сформировалась достаточно эффективная распределенная система подготовки специалистов, учебно-методическим ядром которой уже более 50 лет является Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная), представленная в Центрально-черноземном регионе России Воронежским филиалом АСМС.
Постановлением Воронежской областной администрации от 06.07.98 г. № 653 была утверждена «Концепция комплексной системы обеспечения государственного и хозяйственного управления качеством продукции и услуг, энерго- и ресурсосбережением Воронежской области», в которой также ставилась задача создания региональной системы подготовки и переподготовки кадров в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством (п. 3 Концепции).
Таким образом, история развития Воронежского филиала АСМС тесно связана с решением задачи создания региональной системы подготовки кадров в области технического регулирования, стандартизации и метрологии. К настоящему моменту элементами системы являются следующие подсистемы:
- система дистанционного обучения, включающая автономные дистанционные курсы, электронные учебно-методические комплексы, а также виртуальные тренажеры, имитирующие процессы поверки и калибровки средств измерений;
- региональная подсистема подготовки работников сферы здравоохранения в области технического регулирования и метрологии;
- подсистема аттестации поверителей (единая региональная аттестационная комиссия);
- подсистема взаимодействия с региональными ФБУ ЦСМ;
- сетевая форма реализации образовательных программ;
- многоуровневая подсистема подготовки специалистов лабораторий.
Региональная образовательная система позволяет достаточно успешно решать основные задачи формирования кадрового потенциала ЦЧР и в определенной степени обеспечивает интеграцию образования, науки и производства. Однако современные социально-экономические преобразования в стране требуют качественно новой образовательной парадигмы, организации и внедрения инновационных форм формирования образовательных систем. Такие формы взаимодействия в полной мере присущи интегрированным образовательным структурам кластерного типа. В этой связи, перспективным направлением дальнейшего развития и совершенствования региональной образовательной системы ЦЧР является создание на ее базе инновационного научно-образовательного кластера (далее – кластера) в сфере обеспечения единства измерений, стандартизации, технического регулирования. На рисунке представлена структурная модель кластера на основе сложившейся региональной образовательной системы.
Кластер представляет собой системное объединение различных организаций (образовательных, научных учреждений, промышленных предприятий, организаций инвестиционно-инновационной инфраструктуры, органов государственного управления, органов местного самоуправления, общественных организаций и т.д.), позволяющее использовать преимущества внутрикластерного взаимодействия с целью более быстрого и эффективного распространения новых знаний, стимулирующих инновации для роста конкурентоспособности экономики региона.
Основными целями функционирования кластера являются:
- развитие научно-технологического потенциала ЦЧР для реализации приоритетных направлений развития науки, техники и технологий,
- внедрение результатов интеллектуальной деятельности в практику работы предприятий и организаций реального сектора экономики, направленных на повышение конкурентоспособности регионального производства и создание условий для расширенной диверсификации.
ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАСТЕРА
№ п/п |
Задачи кластера |
1 |
оптимизация и совершенствование процессов подготовки высококвалифицированных кадров, активное применение новейших технологий, форм и методов организации образовательного процесса, в том числе виртуальных тренажеров и информационных систем по широкому спектру программ обучения |
2 |
обеспечение инновационного характера развития образовательной, научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности организаций и предприятий, входящих в кластер |
3 |
реализация принципов и направлений качественного дополнительного профессионального образования с учетом территориального и профильного признаков, системности и разнообразия методов и форм подготовки кадров |
4 |
ориентация системы профессионального образования на подготовку кадров для отраслевых кластеров приоритетных видов экономической деятельности экономики региона |
5 |
формирование в рамках кластера единой ценовой, технической и кадровой политику |
6 |
создание крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизация научных исследований и инновационной деятельности, а также обеспечение условий и возможностей для их реализации |
7 |
формирование и реализация действенных механизмов методического, информационно-консультационного и образовательного взаимодействия участников кластера, информационное обеспечение образовательного процесса |
8 |
эффективная координация деятельности участников кластера и создание управляющих органов – Совета кластера и Управляющей компании в целях реализации государственной кадровой политики, повышения уровня компетенции специалистов предприятий и организаций региона |
9 |
инвестирование социально значимых и наукоёмких проектов; продвижение на рынок объектов интеллектуальной собственности; |
10 |
выход на финансовую поддержку кластерных проектов из бюджетных и иных источников |
Организационная структура кластера включает следующие органы управления:
Совет кластера является высшим органом управления деятельностью кластера. В состав Совета входят руководители всех организаций – участников кластера, а также руководитель Управляющей компании.
Организацию, сопровождение и контроль деятельности участников кластера осуществляет его исполнительный орган – Управляющая компания, функции и полномочия которой закрепляются в договорах об осуществлении деятельности по организации и выполнении программ и мероприятий кластера.
Кластер открыт для присоединения к нему организаций по территориальному или профильному принципу на основании письменного заявления, направленного в Совет кластера при условии согласия Управляющей компании и представителей всех участников кластера, выраженного на заседании Совета кластера и оформленного протоколом заседания Совета кластера.
ВИДЫ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ) КЛАСТЕРА
№ п/п |
Продукция |
1 |
Образовательные услуги в области дополнительного профессионального образования в области обеспечение единства измерений, управления качеством и безопасностью продукции, стандартизации, технического регулирования, подтверждения соответствия и т.п. |
2 |
Разработка стандартов, указаний, методик, правил, инструкций, технических условий с целью повышения качества производимой в регионе продукции и услуг, создания условий для реализации процессов импортозамещения |
3 |
Услуги в области подтверждения соответствия и испытаний продукции |
4 |
Консалтинговая, научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность в областях деятельности кластера |
5 |
Услуги по независимой оценке квалификаций специалистов предприятий и организаций или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности в областях деятельности кластера |
6 |
Разработка и актуализация методической базы в виде учебных пособий, методических рекомендаций и указаний, монографий, учебников и др. по направлениям деятельности |
7 |
Разработка и внедрение современных технологий, форм и методов организации образовательного процесса, в том числе виртуальных тренажеров и информационных систем по предлагаемому спектру программ обучения |
8 |
Организация и проведение конференций, симпозиумов, форумов по планам и результатам внедрения перспективных проектов развития региона, в том числе, результатов деятельности кластера |
9 |
Создание программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера путём активизации научных исследований и инновационной деятельности |
ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ ПРОДУКЦИИ КЛАСТЕРА
№ п/п |
Потребители продукция |
1 |
Территориальные подразделения Росстандарта - ФБУ ЦСМ ЦФО (Воронежская, Липецкая, Белгородская, Тамбовская, Орловская, Курская, Костромская области) |
2 |
ВУЗы и СУЗы региона |
3 |
Региональные органы государственной власти РФ |
4 |
Промышленные предприятия региона |
5 |
Аккредитованные на право поверки юридические и физические лица |
6 |
Испытательные лаборатории и органы по сертификации продукции и услуг, в том числе аккредитованные в национальной системе аккредитации |
7 |
Организации сферы услуг, в том числе банки, строительство, ЖКХ, транспорт |
8 |
Медицинские учреждения региона |
9 |
Субъекты малого и среднего предпринимательства |
10 |
Физические лица |
Таким образом, применение кластерного подхода к
реформированию рассматриваемой образовательной системы на условиях партнерства образовательных учреждений, работодателей и
органов исполнительной власти, совместного использования научного,
образовательного, производственного, ресурсного, инфраструктурного потенциала,
является инструментом формирования инновационной экономики в ЦЧР, повышения эффективности и конкурентоспособности
функционирования рынка образовательных услуг, создания и передачи
наукоёмких технологий, генерирования новых знаний и их коммерциализации в виде
конечного продукта, обладающего конкурентоспособностью на региональном,
национальном и глобальном рынках.
Основные документы кластера:
Регламентирующие документы Межрегионального инновационного научно-образовательного кластера в области обеспечения единства измерений, технического регулирования и управления качеством
О ходе работ по созданию регионального инновационного научно-образовательного кластера
Соглашение о создании кластера