Вернуться: Региональный образовательный кластер

Обоснование создания научно-образовательного кластера

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ  КАЧЕСТВОМ.

 (Обоснование создания научно-образовательного кластера)

Содержание

  1. Обоснование создания кластера (теоретическая часть)
  2. Роль управляющей компании кластера
  3. Территориально-распределенная образовательная система Центрально-черноземного региона как основа создания «Межрегионального инновационного научно-образовательного кластера в области обеспечения единства измерений, технического регулирования и управления качеством».

1. Обоснование создания кластера (теоретическая часть)

Инновационно-образовательный кластер представляет собой системное объединение различных организаций (образовательных, научных учреждений, промышленных предприятий, организаций инвестиционно-инновационной инфраструктуры, органов государственного управления, органов местного самоуправления, общественных организаций и т.д.), позволяющее использовать преимущества внутрикластерного взаимодействия с целью более быстрого и эффективного распространения новых знаний в сфере обеспечения единства измерений, качества, безопасности продукции и услуг, стимулирующих инновации для роста конкурентоспособности экономики региона.

Объектом инновационно-образовательных кластеров выступают не отдельные хозяйствующие субъекты, а их внутрикластерное взаимодействие, реализуемое в форме программ и проектов эффективного распространения новых знаний, подготовки и переподготовки профессиональных кадров в соответствии с потребностями рынка труда в сфере обеспечения единства измерений, качества, безопасности продукции и услуг.

Основная цель функционирования инновационно-образовательного кластера направлена на развитие научно-технологического потенциала центрально-черноземного региона для реализации приоритетных направлений развития науки, техники и технологий, внедрение результатов интеллектуальной деятельности в практику работы предприятий и организаций реального сектора экономики, направленные на повышение конкурентоспособности регионального производства и создание условий для расширенной диверсификации.

В инфраструктурном статусе инновационно-образовательный кластер должны решить ряд задач, к которым относятся:

− ориентация системы профессионального образования региона на подготовку кадров для приоритетных видов экономической деятельности экономики региона;

− создание крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизация научных исследований и инновационной деятельности, а также обеспечение условий и возможностей для их реализации в сфере обеспечения единства измерений, качества, безопасности продукции и услуг.

Учитывая цель и задачи инновационно-образовательного кластера, его построение и организация должны быть основаны на принципах, способствующих выполнению поставленных задач и включать:

1.Единство образовательного, научного и инновационного процессов во взаимосвязи с экономикой и социальной сферой региона.

2.Непрерывность образовательного процесса и взаимосвязь образовательных программ различных уровней.

3.Инновационная направленность деятельности от проведения научных исследований до тиражирования и передачи в практику наукоемких технологий, в том числе образовательных в сфере обеспечения единства измерений, качества, безопасности продукции и услуг.

4.Организационное, учебно-методическое, научное и информационное взаимодействие между всеми элементами и субъектами инновационно-образовательного кластера.

Оптимальной формой образования инновационно-образовательных кластеров является форма консорциума, которая в экономико-правовом значении представляет собой объединение независимых самостоятельных организаций и учреждений, которые согласованно и скоординировано реализуют общую политику в сфере реализации инновационных проектов и мероприятий, направленных на улучшение и совершенствование подготовки кадров, разработке и внедрению новых технических и технологических решений.

Суть механизма формирования иновационно-образовательных кластеров заключается в наличии базиса в виде инновационно-образовательных кластеров и надстроек, в качестве которых рассматриваются непосредственные потребители результатов деятельности инновационно-образовательных кластеров (предприятия и организации реального сектора экономики, объединенные в группы по отраслевой принадлежности или видам экономической деятельности).

При формировании инновационно-образовательных кластеров необходимо наличие:

– общей цели и задач субъектов, входящих в кластер;

– субъекты и структурные элементы кластера;

– правовой основы совместной деятельности;

– механизмов взаимодействия субъектов кластера;

– проекты, программы, реализуемые в рамках кластера;

– механизмы управления реализацией кластерного подхода;

– орган управления кластером;

– технологии реализации кластерного подхода;

– этапы формирования и развития кластера;

– эффективность создания кластера с позиций науки, образования, бизнеса, власти, общества;

– необходимые меры государственной и муниципальной поддержки.

Этапы реализации кластерной политики:

На первом этапе основной упор делается на создание условий (информационных, организационных, кадровых и др.) для развития внутрикластерного взаимодействия субъектов входящих в кластер. На этом же этапе основное внимание должно быть сосредоточено на методической помощи в выявлении и институционализации кластерных инициатив (разработка концепций, программ и проектов развития конкретных кластеров).

На втором этапе основной акцент кластерной политики должен быть сосредоточен на формировании ключевых факторов эффективной деятельности для кластера и привлечении инвестиций в развитие инфраструктуры элементов, стимулирующих кластерное развитие экономики региона в целом.

Третий этап состоит в формировании условий для укрепления позиций кластеров субъекта РФ, повышении их социально-экономического эффекта для экономики региона

С целью стимулирования развития кластеров необходимо:

− создание координационных советов по развитию кластеров и организационное сопровождение их работы;

− реализация мер по информационной и имиджевой поддержке кластерной политики и кластерного развития в регионе через формирование разделов на информационном портале Правительства региона, областные СМИ, издание печатной продукции;

− организационное и информационное содействие в представлении кластеров на международных и российских выставках, встречах, деловых совещаниях;

− разработка и реализация государственных мер стимулирования кластеров малого и среднего, в т.ч. инновационного предпринимательства в регионе;

− формирование системы преференций на областных конкурсах для инвестиционных и инновационных проектов, реализуемых в рамках кластеров;

− проведение конкурса и присуждение премии Правительства области за лучший инновационный проект, реализуемый в рамках кластера;

− подготовка заявок в Минэкономразвития России на выделение субсидии из федерального бюджета на создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в целях кластерного развития;

-организация системы мониторинга потребности в кадрах для нужд высокотехнологичных производств и инфраструктурных организаций кластеров региона;

− согласование программ подготовки кадров для нужд кластеров с образовательными учреждениями региона;

− формирование образовательных ресурсных центров (групп образовательных учреждений), ориентированных на решение кадровых задач развития кластеров инновационных высокотехнологичных производств региона.

Каждый из кластеров нуждается в специальных соответствующих ресурсах: инновационных разработках, кадровых ресурсах с необходимым уровнем подготовки и др. Основная роль инновационно-образовательных кластеров в данном процесса заключается в достаточном предоставлении необходимых ресурсов для инициирования создания и поддержания нормального ритмичного функционирования профильных кластеров производственного типа.

Сформированный инновационно-образовательный кластер состоит из базового и профильного уровней.

Базовый уровень инновационно-образовательных кластеров представлен учреждениями профессионального образования: начального, среднего, высшего.

Профильный уровень инновационно-образовательных кластеров включает: учреждения академической, ведомственной и производственной науки; министерства и ведомства региона; предприятия и организации профиля инновационно-образовательного кластера; органы государственной власти и местного самоуправления.

Представленные типы организаций являются структурообразующими элементами инновационно-образовательного кластера, взаимодействие которых осуществляется на принципах государственно-частного партнерства. Профиль инновационно-образовательного кластера определяет перечень курирующих органов исполнительной власти как на местном, региональном, так и на федеральном уровнях.

Деятельность инновационно-образовательных кластеров с использование всех средств коммуникации между участниками и направлена на реализацию приоритетных задач в области:

− образования и просвещения;

− инновационной деятельности посредством трансфера технологий и знаний;

− интегрированного взаимодействия бизнес-сообщества;

− формирование нематериальных ценностей и создание особой корпоративной культуры;

− развитие основ инновационной активности гражданского общества;

− создание моделей внутренней и внешней интеграции.

2. Роль управляющей компании кластера

Управляющая компания играет ключевую роль в управлении кластером как сложной социально-экономической системой. В нашей стране присутствие в структуре инновацинного кластера данной формы является обязательным условием получения государственной субсидии. По этой причине более 60% всех пилотных кластеров создали (или передали в функционал одной из организаций кластера) управляющие компании [15].

Широко распространенной формой менеджмента в структуре инновационного кластера является Центр кластерного развития (далее — ЦКР). Согласно Приказу Правительства РФ № 227 от 20.05.2011 г. ЦКР определяется как структурное подразделение юридического лица или самостоятельное юридическое лицо, которые относятся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, одним из учредителей которых является субъект РФ или муниципальное образование. Цель функционирования ЦКР выглядит следующим образом: создание условий для эффективного взаимодействия предприятий — участников инновационных кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов в интересах развития инновационного кластера, обеспечение реализации совместных кластерных проектов.

Стандарт региональной кластерной политики определяет уже непосредственно управляющую компанию кластера: это юридическое лицо, осуществляющее функции методического, организационного, экспертно-аналитического и информационного сопровождения развития кластера.

Функции управляющей компании:

— разработка и содействие реализации проектов развития инновационного кластера, выполняемых совместно двумя и более организациями- участниками;

— организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировок кадров, предоставления консультационных услуг в интересах организаций-участников;

— оказание содействия организациям-участникам в выводе на рынок новых продуктов (услуг), развитии кооперации организаций-участников в научно-технической сфере, в том числе с иностранными организациями.

В последнем случае УК может получать информацию о наличии НТР или необходимости ее разработки следующим образом:

— сбор статистических данных;

— сбор заявок на разработку НТР от производственных предприятий и представителей бизнеса;

— государственный, муниципальный заказы;

— проведение исследований;

— анализ научного потенциала кластера;

— анализ производственного потенциала кластера;

— системный анализ научных и производственных инициатив.

Распространение информации происходит по средствам следующих мероприятий:

— созыв координационного совета;

— деятельность профильных подразделений управляющей компании;

— прямой контакт с представителями акторов;

— очередные и внеочередные мероприятия по обсуждению стратегии развития инновационного кластера;

— текущая деятельность управляющей компании.

Таким образом, роль управляющей компании инновационного кластера определяется нами как ключевое звено в процессе формирования социальных связей и, соответственно, принятия решений внутри кластера.

Оценка степени интеграции научно-образовательной компоненты инновационного кластера невозможна без анализа существующих социальных связей с другими акторами. Поэтому нам необходимо определить максимально возможную вариацию таких связей. В.Д. Киселев разработал методику исследования многосоставных социальных систем [8], к которым мы можем отнести и кластерные образования. Ввиду своей синергетической природы такие системы сложны для системного анализа. На основе данной методики мы можем представить максимально возможное количество социальных связей, касающихся интеграции научно-образовательной компоненты, благодаря пространственному отражению сущности инновационного кластера.

В основе данной структуры лежит плоскость, образуемая взаимовыгодными (в том числе потребительскими) связями науки (1), образования (2), бизнеса (3) и производства (4). На пересечении этих связей появляется нейтральное новообразование — управляющая компания (5), цель которой координировать деятельность кластера и обеспечивать связь пространства кластера с властью (государство, регион, муниципальное образование) (6) и институтами гражданского общества (7). Включение гражданского общества будет способствовать переориентации исследований и разработок государственных научных организаций региона на удовлетворение стратегических потребностей бизнеса, населения, а также на обеспечение развития новых высокотехнологичных отраслей промышленности.

  1. Территориально-распределенная образовательная система центрально-черноземного региона как основа создания «Межрегионального инновационного научно-образовательного кластера в области обеспечения единства измерений, технического регулирования и управления качеством».

Повышение статуса и самостоятельности регионов в результате осуществления реформ российской экономики в значительной степени обуславливают проблемы связанные с  рационализацией управления их инновационным развитием. Для Центрально — черноземного региона (ЦЧР) как сложной социально-экономической системы эффективная реализация методологии инновационного развития существенным образом зависит от формирования и рационального использования его кадрового потенциала в сфере технического регулирования, метрологии и управления качеством. Уровень подготовки которого определяет результативность региона, в аспекте рационального использования природных ресурсов, повышения конкурентоспособности, качества и безопасности продукции. Данные обстоятельства инициировали деятельность ФБУ «Воронежский ЦСМ» по созданию территориально-распределенной образовательной системы дополнительного профессионального образования в области технического регулирования,  метрологии и управления качеством (далее по тексту — региональная образовательная система).

Благодаря организационно-методической помощи со стороны Академии стандартизации, метрологии и сертификации, администрации регионов ЦЧР, Академии проблем качества, Метрологической Академии к настоящему времени в ЦЧР сформировалась стройная, достаточно эффективная система подготовки специалистов в области технического регулирования, метрологии и управления качеством. Которая заняла достойное место в образовательном пространстве Центрально-черноземного региона. Учебно-методическим ядром системы стал Воронежский филиал АСМС, созданный в 2002 году.

Следует отметить, что организация образовательного процесса в сфере  технического регулирования, метрологии и управления качеством имеет свою специфику, связанную с:

— постоянным и динамическим развитием законодательной базы в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством, что требует мощного информационно-методического обеспечения учебного процесса;

— с наличием специального дорогостоящего оборудования для проведения лабораторных и практических занятий, которое имеется только в системе Росстандарта и на ведущих промышленных предприятиях регионов;

— с обязательным учетом специфики и требований конкретной сферы деятельности;

— с тем, что ведущие специалисты в области технического регулирования, которые могут быть привлечены к учебному процессу, сосредоточены в системе Росстандарта, в метрологических службах и службах управления качеством продукции ведущих предприятий регионов.

Специфика организации учебного процесса определила структуру территориально-распределенной региональной образовательной системы,  включающей в себя два блока (рис. 4.):

— блок базового специального образования;

— блок подготовки и переподготовки кадров в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством продукции для различных сфер деятельности.

И следующие подсистемы:

— региональная подсистема подготовки работников сферы здравоохранения в области технического регулирования и метрологии;

— подсистема аттестации поверителей (единая региональная аттестационная комиссия);

— подсистема взаимодействия с региональными ФБУ ЦСМ;

— сетевая форма реализации образовательных программ;

— многоуровневая подсистема подготовки специалистов лабораторий;

Рисунок 4. Территориально-распределенная региональная образовательная система

В связи с постоянным увеличением потребности медицинских организаций ЦЧР в специалистах по метрологии, стандартизации и управлению качеством медицинских услуг в региональную образовательную систему интегрирована подсистема  подготовки работников сферы здравоохранения которая динамично развивается, расширяется ее сфера деятельности, постоянно увеличивается число слушателей.

Основанием для реализации образовательной подсистемы в сфере здравоохранения стали: Постановление Администрации Воронежской области от 13.03.99 № 206 «Об организации системы подготовки и переподготовки кадров в области стандартизации, метрологии и сертификации для работников здравоохранения» и Приказ Комитета по здравоохранению Администрации Воронежской области от 30.11.99 г. №342 «О подготовке и переподготовке главных метрологов и лиц, ответственных за сертификацию и стандартизацию в организациях здравоохранения». Основными задачами образовательной подсистемы стала организация обучения руководителей и специалистов здравоохранения региона в области метрологического обеспечения лечебного и клинико-диагностического процесса, управления качеством медицинских услуг, а также научно-исследовательская деятельность.

В настоящее время основными направлениями подготовки работников сферы здравоохранения являются:

«Метрологическое обеспечение организаций здравоохранения».

«Метрологическое обеспечение клинико-диагностических лабораторий»;

«Ремонт и обслуживание медицинской техники»;

«Государственные и муниципальные закупки в сфере здравоохранения».

«Менеджмент качества организаций здравоохранения: практические механизмы реализации»;

«Менеджмент качества в производстве медицинской техники на основе стандартов ИСО 9000 и ГОСТ Р ИСО 13485».

В рамках региональной образовательной системы успешно реализуется такое направление деятельности как аттестация поверителей средств измерений в соответствии с ГОСТ Р 56069-2014 «Требования к экспертам и специалистам. Поверитель средств измерений. Общие требования». Создана единая региональная аттестационная комиссия, осуществляющей аттестацию поверителей средств измерений всех предприятий и организаций Центрально-черноземного региона с привлечением специалистов ФБУ ЦСМ и метрологических служб предприятий региона.

В рамках действующих договоров осуществляется эффективное сотрудничество с региональными ФБУ ЦСМ, в том числе Воронежской, Липецкой, Белгородской, Орловской, Тамбовской и Курской областей, совершенствуются  формы и направления сотрудничества. К настоящему моменту определены и выделены основные цели образовательной деятельности:

— дальнейшее развитие региональной образовательной системы в области обеспечения единства измерений, управления качеством, стандартизации, организации и проведения испытаний (измерений) и др.;

— содействие внедрению современных методов управления и обеспечения качества и безопасности продукции и услуг в соответствии с нормативно-технической базой ЕАЭС и Российской Федерации на предприятиях и организациях центрально-черноземного региона РФ.

— повышение уровня знаний и квалификации специалистов региона в области проведения испытаний, метрологического обеспечения, стандартизации с использованием организационно-технических и научно-методических разработок Воронежского филиала АСМС и ФБУ ЦСМ.

К результатам такой взаимовыгодной и взаимоподдерживающей деятельности можно отнести следующие:

— на базе ФБУ ЦСМ созданы учебно-методические центры по обучению и инструментально-методическому сопровождению в области метрологии и технического регулирования специалистов региона.

— при методической поддержке Воронежского филиала АСМС на базе ФБУ ЦСМ проводятся консультации по вопросам внедрения современных методов управления качеством продукции и услуг, метрологического обеспечения и контроля качества, применения методик измерений, а также тематические дискуссии, выставки, конференции, стажировки и пр.

— реализуется совместный мониторинг качества образовательного процесса.

— проводится совместный поиск и актуализация направлений обучения специалистов региона.

— осуществляется совместное издание и распространение методической литературы по вопросам обучения и др.

Дополнительные профессиональные программы, применяемые филиалом в учебном процессе, ежегодно актуализируются, разрабатываются новые программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, которые с учетом потребностей рынка и требований законодательства полностью соответствуют профессиональным стандартам в области управления качеством, метрологии, управления персоналом и т.п. К наиболее востребованным и динамически развивающимся направлениям обучения, предлагаемым Воронежским филиалом АСМС сегодня в регионе, можно отнести следующие:

  • Специалист по метрологии
  • Специалист по сертификации продукции
  • Специалист по испытаниям продукции
  • Поверка и калибровка средств измерений (по видам)
  • Метрологическое обеспечение производства
  • Метрологическая экспертиза технической документации
  • Менеджмент (качества, безопасности пищевой продукции, ХАССП, рисков, экологический, информационной безопасности, охраны труда, энергоэффективности)
  • Техническое регулирование и стандартизация
  • Расчет и оценка неопределенности измерений
  • Требования технических регламентов Таможенного союза
  • Надлежащая лабораторная практика (внутрилабораторный контроль качества, оценка неопределенности измерений, СМК лаборатории)
  • Наилучшие доступные технологии и др.

В 2015 году в региональную образовательную систему интегрирована  сетевая форма реализации образовательных программ с использованием ресурсов других обучающих организаций, разработан комплексный график обучения и работ по многим направлениям. К числу организаций, позволяющих совместно реализовывать этот перспективный образовательный проект, относятся ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий», ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)», ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», Институт переподготовки и повышения квалификации кадров агробизнеса ФГБОУ ВПО «Белгородская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Я Горина», БГИПК по стандартизации метрологии и управлению качеством (г. Минск), региональные ФБУ ЦСМ и многие другие.

Активно развивается деятельность в области подготовки руководителей и специалистов испытательных лабораторий, создана многоуровневая система подготовки специалистов лабораторий по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (таблица 1). Эти направления обучения реализуются с применением ресурсов аккредитованных испытательных лаборатории региона и испытательной лаборатории «Академтест», входящей в структуру Воронежского филиала АСМС.

Таблица 1

УРОВЕНЬ 1. Профессиональная переподготовка
Специалист по испытаниям продукции (по отраслям) 270 часов
УРОВЕНЬ 2. Повышение квалификации (горизонтальное)
Надлежащая лабораторная практика 40 часов
Аккредитация испытательных лабораторий 102 часа
Аккредитация аналитических (испытательных) лабораторий в соответствии с ФЗ № 412-ФЗ и ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 14 часов
Менеджмент качества испытательной лаборатории (подготовка менеджеров по качеству) 40 часов
Внутренний аудит системы менеджмента качества испытательной лаборатории (подготовка внутренних аудиторов) 40 часов
Внутрилабораторный контроль качества испытаний в соответствии с ГОСТ Р 5725 40 часов
Расчет и оценка неопределенности измерений для испытательных лабораторий 24 часа
УРОВЕНЬ 3. Повышение квалификации (вертикальное)
Применение хроматографических методов в лабораторной практике. Метрологическое обеспечение. 32 часа
Применение жидкостной хроматографии в лабораторной практике. Метрологическое обеспечение. 32 часа
Современные спектральные методы анализа и их метрологическое обеспечение. 32 часа
Анализ ртути. Особенности применения ртутного анализатора «Юлия». 32 часа
Радиологические методы анализа и их метрологическое обеспечение. 32 часа
Санитарно-микробиологический контроль качества и безопасности пищевой продукции: показатели, методы. 32 часа
Определение общих физико-химических показателей в пищевой продукции (по видам) и воде. Инструмент. и методическое обеспечение. 32 часа
Испытания пищевой продукции (по видам) и воды в соответствии с показателями безопасности технических регламентов Таможенного союза. 32 часа

Образовательная деятельность осуществляется на четырех кафедрах филиала:

— кафедра «Метрологическое обеспечение производства» на базе ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО)» и ФБУ ЦСМ;

— кафедра «Менеджмент качества» (на базе Воронежского филиала АСМС) – стандартизация, сертификация и управление качеством;

— кафедра «Управление качеством в сфере здравоохранения» на базе УЗ Санаторий имени Цюрупы, Лискинский район, Воронежская обл;

—  кафедра «Испытания продукции» (на базе Воронежского филиала АСМС).

Что позволяет на постоянной основе вовлекать в учебный процесс научно-техническую базу предприятий региона и ведущих профильных специалистов, представителей органов власти и преподавателей ВУЗов.

В целях непрерывного совершенствования учебного процесса и актуализации программ обучения для проведения лабораторных работ по поверке различных средств измерений создана виртуальная метрологическая лаборатории где совместно с компанией «Диполь» проводится большая работа по разработке  тренажерных комплексов.

Анализ функционирования региональной образовательной системы позволяет представить методологию ее управления в виде трехмерной модели показанной на рис. 6. По оси Х модели расположены структурные формирования региональной образовательной системы По оси Z модели расположены общие и специальные функции управления, являющиеся последовательными стадиями цикла управления (n — классы управляющих воздействий). По оси Y размещены целевые подсистемы управления (i): «Стандартизация», «Метрология», «Сертификация», «Управление качеством», «Испытание».

Для формализации такого рода моделей можно использовать метод анализа региональных социально-экономических систем, предложенный В.Я. Белобрагиным, при котором критерий результативности системы управления образовательной деятельностью для i – го структурного формирования можно выразить в виде.

Данная модель описывает систему управления образовательной деятельностью, проводимой в рамках региональной образовательной системы и может служить методической основой для оценки ее результативности в аспекте различных образовательных программ и траекторий.

Методология формирования и постоянного совершенствования образовательной системы разработана с позиций общих подходов к управлению большими системами, что делает ее репрезентативной для вновь создаваемых кластерных объединений метрологических служб в условиях реализации инновационной политики Росстандарта. Являясь по своей сущности распределенной и открытой системой она позволяет на наш взгляд гибко отслеживать и реагировать на рынок учебных услуг решая при этом задачи поставленные Росстандартом России и оперативно формировать разнообразные образовательные траектории направленные на повышения эффективности инновационного потенциала предприятий нашего региона. Что делает данную систему самофинансируемой и динамически развивающейся.

Учитывая многолетний успешный опыт функционирования рассматриваемой региональной образовательной системы в Центрально-черноземном регионе и то, что в настоящее время для оптимизации системы управления и координации деятельности ФБУ ЦСМ в ЦФО принят кластерный подход, на наш взгляд, является  целесообразным;

— в полной мере использовать существующий организационно-методический задел и практический опыт ФБУ Воронежского ЦСМ и Воронежского филиала АСМС в части организации интегрированных, территориально распределенных образовательных систем;

— продолжить работы по повышению эффективности функционирования существующей образовательной системы ЦЧР и. учитывая ее открытость, рассмотреть необходимость интегрирования в сформировавшееся к настоящему времени региональное образовательное пространство новых объектов кластерной политики ЦФО.

Таким образом, опыт функционирования региональной образовательной системы в Центрально-черноземном регионе показал что подобный подход к формированию образовательного пространства позволяет успешно и в короткие сроки решить поставленную задачу оптимизации системы управления и координации деятельности ФБУ ЦСМ ЦФО по подготовки и переподготовки кадров в области стандартизации, метрологии и управления качеством. Реализовать принципы и направления качественного дополнительного профессионального образования в области обеспечения единства измерений с учетом территориального и профильного признаков, системности и разнообразия методов и форм подготовки кадров, сформировать в рамках кластеров единую ценовую, техническую и кадровую политику.